Кто в наши дни не знает пятого римского прокуратора Нудой Понтия Пилата? Особенно после булгаковского "Мастера и Маргариты" и снятого па роману фильма. Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести... Вот, собственно, и все, что мы узнаем из замечательного романа Михаила Булгакова.
Дополненные текстами из канонических Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, наши сведения об этом римлянине, в общем-то, этим и исчерпываются. Пилат - палач, отправивший на распятие Сына Божьего! Палач - и только. Но оказывается, римский прокуратор Понтий Пилат, утвердивший своей печатью неправедное решение суда иудейских священников, сыграл в истории христианства роль куда более значительную, чем роль палача.
Вернемся к иерусалимским событиям весеннего месяца нисана.
Пилат удручен свершившимся - тем, что ему не удалось спасти праведника. Прокуратор мечтает поскорее отбыть в свою ставку в Кесарию. Он уже отдал своим людям нужные распоряжения и готов к отъезду. И тут происходит нечто невероятное: в претории появляется главный иерусалимский конфидент игемона и докладывает, что распятый Иешуа Га-Ноцри - воскрес. Да-да. Воскрес! И тому есть свидетели. Женщина Мария из Магдалы говорила с Воскресшим!
Возможно, за этим сообщением в претории последовала немая сцена. Как в "Ревизоре". Пилат и его центурионы застыли в изумлении. Еще бы. Воскресение из мертвых - понятие вполне доступное уму иудея, но недоступное уму римлянина. Прокуратор от такой вести едва не лишился дара речи. Да и как тут не растеряться железному римлянину ведь ему предстоит готовить отчет о суде и казнях в Иерусалиме! Ну и как он объяснит кесарю Тиберию, римскому народу и сенату, что казненный им проповедник из Назарета на третий день воскрес и отправился в Галилею, на встречу со своими учениками? Именно так докладывали Пилату его шпионы.
Храбрый римский воин, лихой рубака, всадник Золотое копье Пилат - в недоумении. Что он напишет в отчете? Кто в Риме поверит в сказку о воскресении?
Смирив гордыню, прокуратор ищет встречи с первосвященником и спрашивает у того, есть ли в священных иудейских книгах пророчество о Га-Ноцри. И первосвященник подтверждает это. Говорит, что, мол, после распятия мы смотрели священные книги и искали свидетельство Божие... И открылось нам, что Иешуа Га-Ноцри, распятый нами, есть Иисус Христос, Сын Божий, Бог истинный и всемогущий... Пилат в замешательстве, В шоке! Какой римский военачальник или наместник когда-либо попадал в подобную ситуацию? И тут прокуратор вспоминает: действительно, во время допроса Назарянин, как бы даже жалея прокуратора, тихо шепнул ему: "Ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы тебе не было дано свыше". Пилат тогда не обратил внимания на эти слова арестованного. Он, полагал, что тот говорил про власть, данную прокуратору кесарем Тиберием... А праведник имел в виду власть иную... Божью власть! Ну и как теперь все это объяснить языческому Риму? Кто там поверит, что он, Понтий Пилат, допрашивал Сына Божьего? Да и как поверить в то, что Бог послал своего Сына на муки? До сих пор греческие и римские боги посылали своих детей для того, чтобы наказывать сбившихся с пути землян. А тут - Бог послал Сына своего на распятие? Где логика? Где здравый смысл, присущий римлянам? Здоров ли ты, римский прокуратор?
Далёко неглупый человек, Пилат, опросив свидетелей и учеников распятого, еще не покинувших Иудею для проповеди учения Иисуса, поломал голову над собранным невероятным материалом и написал ошеломивший Рим отчет о той страшной пятнице . Отчет был доставлен императору. Историки Библии называют тот документ "Актами Пилата". Богословы установили: существуют разные варианты этих актов. Большинство из них - подложные. Одни акты - весьма благосклонны к Иисусу Христу, другие - полны ненависти к христианам. Что было в подлинных актах Пилата? Скорее всего, клеветы на распятого Сына Божьего там не было. Ибо язычник Тиберий отнесся к текстам прокуратора с доверием и, видимо, поверил в воскресение Иисуса Христа! И с пониманием отнесся к его учению. Историки раннего христианства пишут, что император даже обратился в сенат предложением причислить Христа к сонму римских богов. Однако сенат не поддержал кесаря. Тиберий же держался своего мнения и наказывал всякого, кто осмеливался оскорблять христиан. Правда, позднее и сам Тиберий организовывал гонение на верующих в распятого... А последующие кесари -Калигула, Нерон, Домициан - те прославились травлей христиан, жестокими расправами с носителями новой веры. Но вот что тут самое интересное, в чем, собственно, и состоит загадка Пилата -посланные Пилатом Тиберию "Акты Пилата", - хотим мы того или не хотим - являются первым официальным текстом об иерусалимских событиях 14-го дня весеннего месяца нисана. Первым! Дисциплинированный римский администратор Пилат, как и полагается ему по должности, четко проинформировал Рим об иерусалимских событиях.
То есть, выходит, что римский прокуратор Понтий Пилат - первый свидетельствовал об Иисусе Христе!
Благие вести от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна появились позднее его актов. И потому можно считать, что осуждаемый современной общественностью прокуратор Понтий Пилат на деле является первым историком христианства. Пилат - историк! Непривычно звучит для уха мирянина, правда? Но куда же деваться, если "Акты Пилата" - признанный исторический документ (!) о пасхальных днях в Иерусалиме, имел место и обсуждался в римском сенате?
Эта парадоксальная ситуация подробно анализируется в романе А. Зверинцева "Сын Грома, или Тени Голгофы". В книге описаны очень непростые отношения Пилата с иудеями.
Назначенный прокуратором Иудеи Пилат во главе своих когорт пытался торжественно войти в Иерусалим, но был встречен не пальмовыми ветвями, как встречали наместников Рима в других провинциях, а палками, камнями и криками: "Убирайся в Кесарию, Пилат-свиноед!" Первосвященник пояснил игемону: иудеи не могут видеть изображений человеческого лица на римских знаменах, даже если это лицо владыки мира кесаря Тиберия. И Пилату пришлось зачехлить стяги. Собрался было прокуратор построить иудеям водопровод наподобие римского и хотел взять деньги на строительство из кассы храма, но получил отпор. Деньги храма - есть деньги храма! Но не на римские же деньги строить иудеям водопровод! И пролилась кровь. В Рим пошел очередной донос на прокуратора. Пилат поставил статую кесаря в иродовом храме, - в ответ: все улицы города заполнились лежащими в знак протеста на земле иудеями. И пока Пилат не убрал своего идола из храма, готовые умереть за свою веру жители Иерусалима не поднимались с земли. И Пилат понял, что не сложится у него с иудеями. Он покинул враждебно настроенный к нему Иерусалим и обосновался в Кесарии. Оттуда и управлял страной. И вот в канун иудейской Пасхи получил от синедриона приглашение на праздник 14-го дня весеннего месяца нисана. Ехать - не ехать? Но протокол требовал присутствия наместника на празднике...
Мир знает, что произошло на этих торжествах...
И как же закончил свой земной путь автор первого официального свидетельства об Иисусе Христе, римский прокуратор Понтий Пилат? Какие бытуют мнения на этот счет? В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя четыре года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Душевные терзания преследовали этого избранного провидением человека. Прокуратор мучительно пытался понять, кто он: убийца ли Богочеловека или исполнитель зашифрованных в Священном Писании пророчеств о Сыне Человеческом, который пришел к людям, чтобы привести их к спасению... Считается, что прокуратор не вынес душевных мук и покончил жизнь самоубийством.
Но со смертью игемон не ушел в небытие. Существует легенда, что сегодня римского прокуратора Понтия Пилата можно встретить в Швейцарских Альпах. В Великую пятницу, облаченный в римскую тогу, он появляется на горе и моет, и моет свои руки, и показывает их всем, чтобы видели, что на них нет крови Спасителя... И повторяет: "Я невинен в крови Праведного сего..."