Ученые доказали, что "разговор со святыми" очищает душу
Согласно новому исследованию, молящиеся достигают душевного комфорта.
Ученые из Висконсинского университета в Мэдисоне сообщают, что порядка 75% американцев еженедельно молятся для того, чтобы контролировать множество негативных ситуаций и эмоций, включая болезни и печаль, травмы и гнев. Однако как люди понимают, когда молиться уже хватит, ученые не выясняли.
Посредством разносторонних интервью с участием множества жертв семейного насилия аспирант и социолог Шейн Шарп объединил ряд методов, с помощью которых молящиеся пытаются разобраться в
Посредством разносторонних интервью с участием множества жертв семейного насилия аспирант и социолог Шейн Шарп объединил ряд методов, с помощью которых молящиеся пытаются разобраться в ситуации и справиться с эмоциями. Основная масса опрошенных относится к христианской конфессии.
Результаты исследования опубликованы в издании Social Psychology Quarterly.
Как сообщили кипевшие гневом люди, они нашли в процессе молитвы ухо, способное их выслушать, что позволило выговориться и снять накал эмоций.
«Если же свой гнев они стали бы выражать своему партнеру в лицо, в результате насилия стало бы еще больше», уверен Шарп. «Зато Богу они могли высказать все что угодно, не боясь репрессий».
В процессе любого межличностного общения люди постоянно оценивают, как они выглядят в глазах окружающих. Во время молитвы они думают, как выглядят в глазах Бога. Подобные умозаключения помогают людям повысить самооценку вопреки сказанному теми, кто старался им навредить.
Также молитва — это отличный способ отвлечься, считает Шарп. Расслабленность и концентрация на словах и мыслях позволяет не думать об оскорбительных или неприятных отношениях. Такой опыт сильно отличается от беседы с близкими друзьями или родителями.
«Я рассматриваю общение с Богом как еще один способ социального взаимодействия», сообщи Шарп. «Только в этом случае вместо общения с кем-то лицом к лицу человек разговаривает с предполагаемым, невидимым собеседником».
Это не должно снижать роль Бога как обычного участника молитвы. «Напротив, я не жду, что молитва станет полезней, если люди будут думать, будто Бог нереален», считает ученый. «Очень важно, что люди считают Бога реальным, ведь в этом случае они оценивают свое поведение и слова с точки зрения возможных последствий».
И все же последствия молитвы не всегда положительны. «Некоторые с помощью молитв учатся прощать своих недоброжелателей, однако это настоящий обоюдоострый меч», уверен Шарп. «Хорошо, когда человек молится, уже уйдя от насилия. Но если решение об уходе еще не принято, молитва может дать несвоевременное успокоение, и шансы на повтор насильственных действий возрастут».
Все это делает механику молитвы важной темой для исследования. «На религию чаще всего указывают как на сугубо положительное или только отрицательное явление, однако здесь все сложнее», считает ученый.
Многие из опрошенных Шарпом сообщили, что верят в бога, но не принадлежат церкви. «Они просто молятся», уточняет исследователь. «Это самая общая религиозная практика. Еще и по этой причине религия заслуживает большего внимания, и я полагаю, что будущее исследование должно рассматривать молитву как взаимодействие, а не одностороннее действие». http://www.innovanews.ru/info/news/society/4329/