Финифть– промысел по изготовлению самых живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове. Ростовская финифть – это живопись по эмали, которая имеет огромное культурно-историческое значение не только для Ростова и Ярославской области, но и для всей России. История финифти берет свое начало в XII веке, когда в летописях появляются первые упоминания о русской финифти. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. В середине 18 века в одном из монастырей Ростова Великого, при митрополите Арсении, была организована небольшая мастерская, в которой Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Ростов на протяжении многих столетий сохранил статус духовной столицы. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском – преподобного Петра царевича, в Авраамиевском – преподобного Авраамия и т.д. Центром производства Ростовской финифти стал Яковлевский монастырь и слобода при монастыре. Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов.
Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране. Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, – а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное – при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.К 19 веку Ростов вырастил уже людей, которые способны были осознать ценность древнего промысла как культурного явления. Этими людьми был создан ремесленный класс живописи, резьбы по дереву и позолоты. Все желающие могли обучаться здесь названным ремеслам. Ученики не только приобретали традиционные навыки подготовки сырья и собственно живописи, обжига, но еще и изучали рисунок, композицию, историю искусств. Вот потому и стало возможно не столько продлить существование промысла, сколько обновить его.В нынешнее время ростовские эмальеры, продолжая усвоенные в советское время традиции, вновь обратились к религиозной тематике. Ростовскую финифть можно узнать по цветочным мотивам, пейзажам. Яркие светоносные краски на белой эмалевой пластине оживляли картины библейской и русской истории, передавали многообразие реальной жизни и красоту родной природы. Эти сокровища и по сей день создаются великолепными мастерами города Ростова Великого, в котором более двух столетий существует уникальный финифтяной промысел.Сегодня ростовская финифть снова входит в моду, развиваясь в трех основных направлениях. Первое направление – создание широкого ассортимента женских украшений и предметов интерьера из финифти – до сих пор остается самым известным и популярным. Второе – изготовление церковной утвари и икон на основе эмалевой миниатюры. Активно развивается третье направление – создание эксклюзивных, неповторимых и эксклюзивных изделий из Ростовской финифти по индивидуальному заказу для корпоративных и частных клиентов.