10 сентября отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств.
На эту тему ведет беседу настоятель Троицкого храма с. Братовщина Долгоруковского района протоиерей Петр КУКУРУЗА.
- Не должно быть места унынию, безнадежию, печали. Самоубийства занимают 8-е место в мире в списке причин смерти и 1-е место среди насильственных смертей. Ежегодно около 1 млн. человек в мире погибает из-за суицидов, от 10 до 20 млн. совершают попытки. Из-за самоубийств каждый год в мире гибнет больше человек, чем во всех вооруженных конфликтах.
По данным центра им. Сербского, Россия занимает 2-е место в мире по числу самоубийств. Статистика очень жуткая: 38 самоубийств в год на 100 тысяч населения, при этом среднемировой показатель 14,5-15 человек. Уровень самоубийств, который свидетельствует о глубоком нравственно- психологическом вырождении нации – 20 человек на 100 тысяч населения. 75% самоубийц – это трудоспособные люди допенсионного возраста.
Большинство самоубийц- это мужчины, которые кончают с собой в 5 раз чаще, чем женщины, хотя попыток
больше делают женщины. По мнению социологов и психологов, это связано как с социально- экономическом состоянием населения, так и религиозностью. Смерть любого человека отражается и на других. Обязательно кто-то заплачет о нем, будет скорбеть. Но для самоубийцы не существует никого: ни родных, ни близких, ни друзей, ни Самого Бога. Он не думает, какую боль причинит им своим страшным уходом, иначе он бы никогда этого не совершил, ведь пути обратно с того света нет.
В Ветхом Завете сказано: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве»( Книга "Второзаконие"глава 21 стих
23). В то время, как души, умершие естественным путем, испытывают в том мире облегчение, даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятения и страдания. Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы покончить со всем, а оказывается, что там-то все для них только что начинается.
Расскажу вам такой случай. Я прочитал о нем в «Церковных ведомостях». В городе Бузулук, что близь Оренбурга, в одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, а она была ему не по душе. Его же хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар: они люди верующие. Во многие в храмы и монастыри подавали – просили молиться. И все отказывались. Святая гора Афон отказалась. Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольню отлить на заводе самый большой колокол и пожертвовать Церкви.
Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил он в него 12 раз, как это положено, звук пошел тяжелый, заунывный. Епископ сказал: нельзя им звонить ни в праздники, ни в пост, а только, когда выносят покойников. Стенки колокола часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне, и его меняли. А потом пришло письмо со Святой горы, в котором было написано: «Мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает нашу молитву. Не принимает Он и колокольного звона». Колокол сняли и погребли в земле.
Еще когда был жив в Санаксарском монастыре отец Иероним, к нему однажды подходит мужчина и говорит: «Батюшка, невмоготу жить, хочу повеситься.
Благословите». Отец Иероним отговорил, благословил исповедоваться, причаститься. Мужчина все исполнил. Но через неделю с той же просьбой опять подошел к батюшке. Снова отец Иероним послал на причастие. Тот говорит: «Если не благословите, сам пойду и повешусь». Тогда отец Иероним отвечает: «Ладно, благословляю. Но перед тем, как вешаться, ты скажи: «Тебе, сатана, отдаю свое тело, а душу – Господу». Прочти молитву и перекрестись». Вот этот бедолага, доведенный бесом до отчаяния, закрылся в гараже, накинул петлю на шею, прочел молитву, перекрестился и орет: «Забери, ты сатана, мое тело, но душу Господу отдаю!». Раздался оглушительный удар и зловещий голос: «Не нужно нам твое поганое тело».
Видите, какое большое значение имеет человеческая душа?! Мужика так отбросило, что он вышиб дверь в гараже и оказался на улице. По молитвам батюшки Иеронима бес был посрамлен. А мужчина все это рассказал прихожанам в Санаксарском монастыре.
Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию. Здешние, земные болезни, скорби, тяготы будут радовать нас в будущей жизни. Если Господь страдал за нас, то как нам хотя бы в малой мере не быть причастниками страданий Христовых?!
Душа наша, образ Божий, живущий в нас, желает быть причастником страданий Христовых. Только наше малодушие и немощь боятся их, хотя силы, может быть, хватило бы и на терпение.
Храни вас Господь!