СВЯТАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Светлана Копылова - Петербургская подвижница

 
 

 

(в миру - Ксения Григорьевна Петрова) — русская православная святая, Христа ради юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами, несла подвиг добровольного безумия в течение 45 лет и скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года. Документальные сведения о ее жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она была женой придворного певчего Андрея Петрова, имевшего чин полковника. После внезапной кончины мужа Ксения избрала тяжелый путь юродства. Она пожертвовала свой дом в приходе Матфеевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа и говорила, что он жив, а Ксения умерла.

К сожалению, не сохранилось никаких документов или свидетельств о дне и даже годе рождения Ксении Григорьевны Петровой. Можно только предполагать, что происходила она не из простого сословия, ибо известно, что до двадцати шести лет была замужем за полковником Андреем Фёдоровичем Петровым, служившим при царском дворе певчим. По тем временам должность эта считалась высокой, да к тому же на неё приглашались люди одарённые, красивые — словом, из тех, о которых говорят: «Бог не обидел».

Повседневная жизнь молодой пары вряд ли отличалась от обычной светской петербургской суеты того времени. Никаких особенных деталей жизни Ксении Григорьевны, кроме того, что она неплохо пела и музицировала, не сохранилось. Её история начинается с внезапной смерти мужа, которая потрясла сознание двадцатишестилетней вдовы. Горе оказалось вдвойне тягостным, потому что любимый Андрей Фёдорович умер скоропостижно, без исповеди, покаяния и причащения. Смерть мужа  в корне изменила  жизнь Ксении,  её взгляды на земное бытие. Она решилась на труднопонимаемый мирскими людьми подвиг: как бы продолжила жизнь души любимого человека здесь, на земле, во имя его спасения на небе.

Ксения отрешилась от  прежней жизни, от себя, собственного имени. Она облачилась в мужнин костюм и стала уверять всех, что муж её не умер, а умерла она, Ксения. Многие решили, что женщина от горя сошла с ума. Родственники ее поспешили к начальству, прося не позволять лишившейся рассудка вдове раздавать своё немалое имущество. Однако высокопоставленные сановники, побеседовав с Ксенией, не смогли установить факт умопомешательства: она вела себя разумно и последовательно. Для Ксении  же мирские блага стали помехой в достижении иной, высшей истины, в которой земной путь любимого обретал прощение и смысл.

Она отписала большой богатый свой дом нуждающейся знакомой, молоденькой Параше. На вопрос Параши, как же вдова теперь будет жить и кормиться, Ксения ответила: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет».

Раздав своё имущество нищим, Ксения навсегда ушла из дома, выбрав крестный путь странствия. В любую погоду в мужском одеянии она бродила по улицам Петербурга. Поначалу мальчишки глумились над бродяжкой. Изредка Ксения заходила к прежним знакомым, беседовала, обедала и вновь отправлялась скитаться. Никто не ведал, где она проводила ночи, пока не заприметили,  что в любое время года, несмотря ни на какую погоду, Ксения до восхода солнца молится в поле, кладя поклоны на все четыре стороны света.

Стоит заметить, что на Руси к юродивым, блаженным, странникам было всегда отношение особое. Люди считали  таких людей  божьими,  отмеченными оком Всевышнего. Само слово «убогий» означает, что «человеки сии» пребывают под защитой небесной. Издавна принято видеть в таких странниках не простых побирушек, а вестников божьих.

Постепенно Ксения в глазах петербуржцев становилась все более известной.  В её поступках и словах люди открывали особый глубокий смысл. Стали обращать внимание: у кого блаженная берет копеечку — того ждет успех,  к кому в дом заходит — быть там миру и благополучию.

Только помощь Божия помогла босой, плохо одетой женщине, в суровом петербургском климате  выдержать 45 лет подобной жизни. Народная молва быстро распространила весть и о ее даре прозорливости. Известен случай, когда Ксения зашла к бездетной Параше и сказала: «Вот ты сидишь и чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Зная, что Ксения ничего не говорит просто так, а все больше со смыслом, Параша со всех ног бросилась к указанному месту. У ворот Смоленского кладбища толпился народ: подвыпивший извозчик сбил беременную женщину, которая здесь же на улице родила младенца, а сама скончалась. Так Параша, стараниями Ксении, обрела не только дом, но и ребёнка, который, по преданию, вырос достойным человеком и холил старость не только своей приёмной матери, но и молился за блаженную Ксению.

Особый дар был дан Ксении на устройство семейной жизни. Возможно, потому что сама мало познала этого.  Десятки счастливых браков устроила она, посылая невесту туда, где она должна была встретить своего суженого, благословляла браки, предостерегала от ошибочного выбора.

Часто бывала блаженная в семье Голубевых, состоявшей из матери — вдовы и её семнадцатилетней дочери. Появившись однажды в проёме двери, Ксения закричала девушке: «Эй, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда». Как не смутиться от таких слов девице, у которой не только мужа, но и жениха- то не было?! Но прислушались Голубевы к словасм Ксении и побежали быстрее на кладбище. А там в это самое  время молодой доктор хоронил скончавшуюся при родах жену. От безутешного горя вдовец упал на могильный холм и потерял сознание, и  лишь подоспевшие мать и дочка привели в чувство молодого человека. Конец этой истории, как и предсказала Ксения, — очевиден. Брак доктора и юной Голубевой был долгим и благочестивым.

До сих пор к святой Ксении обращаются с мольбами о помощи  в семейной жизни. Она считается первой помощницей, если муж, к примеру,  загулял или пьёт не в меру. Бытует рассказ о том, как одному алкоголику во сне явилась незнакомая старая женщина с посохом. Звери, что мучили его в ночных кошмарах, тотчас же разбежались, а пришелица, грозно стуча посохом, зарокотала: «Нет здесь жены твоей, она у меня. Слезы матери её затопили могилу мою. Брось пить! Встань! Твои дети горят!» Пьяница в ужасе проснулся, и не прошло десяти минут, как раздался отчаянный крик: «Пожар!» Действительно, на кухне уже горела дверь, мужчина успел схватить сонных детей и спастись. Позже муж узнал, что его жена ходила на могилу блаженной Ксении, и понял, кто являлся ему во сне. Так святая по -прежнему ведет земные дела и наставляет на путь истинный заблудшие души.

А к середине XVIII века Ксения стала едва ли не самой известной в Петербурге. Случалось делать ей   и судьбоносные для России пророчества. Накануне Рождества 24 декабря 1761 года блаженная бегала по городу и кричала: «Пеките блины, пеките блины!» Как известно, на Руси традиционно пекли блины в поминовение усопших, и на другой день неожиданно умерла императрица Елизавета Петровна.

Петербуржцы старались помочь страннице чем могли, и при той почтительной щедрости, что выказывали горожане Ксении, блаженная могла бы иметь солидное состояние, но она ничего себе не оставляла. Когда одежда мужа на ней истлела, переоделась в наряд, который, вероятно, больше всего был похож на мундир мужа.  Ей предлагали тёплую шубу, добротные башмаки, но она неизменно выбирала красную кофту и зелёную юбку, либо наоборот — зелёную кофту и красную юбку. Может, эти цвета Ксения предпочитала еще и потому, что на Руси красный цвет - цвет крови  — есть символ жертвы Христа ради спасения мира; зелёный — цвет надежды.

Скончалась блаженная Ксения в конце XVIII — начале XIX века на 72 м году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище,  где она тайно помогала строить церковь. Это было так: строители приходили утром, а кирпичи для кладки уже были сложены на лесах. Проследили, кто делает доброе дело — оказалось, что ночью трудится  маленькая, хрупкая женщина, в которой признали Ксению. Вот и похоронили ее у стен храма в честь Смоленской иконы Божьей матери.

Но слава блаженной не только не угасла с её смертью, а наоборот, стала разноситься по всей стране. Если при жизни к ней обращались лишь петербуржцы, то после её кончины потянулись к могиле Ксении люди со всех концов России. Множились истории чудесных исцелений, счастливого исполнения загаданного и даже разоблачения преступников. В одной семье невеста и её мать отслужили панихиду на могиле Ксении — и глаза открылись у невесты: будущий муж оказался беглым каторжником, осуждённым за убийство.

Помощь Ксении после её кончины распространилось даже на императорскую семью. Александр III, будучи ещё наследником, заболел тифом. Его жена, пребывая в страшной тревоге, вняла совету кого -то из дворовых и положила под подушку больного горсть песка с могилы Ксении. Молитва императрицы благополучно исполнилась. Ночью у постели Александра она забылась и почудилась ей женщина в странном наряде. «Твой муж выздоровеет, — молвила она. — Тот ребёнок, которого ты теперь носишь в себе, будет девочка. Назовите её в моё имя - Ксенией. И она будет хранить вашу семью от всяких бед». Так и в императорской фамилии появилась крестница блаженной.

Поначалу могила Ксении была земляной, но холм за несколько дней таял, как снежный сугроб — люди растаскивали горстями землю, которая помогала им избавиться от горестей и болезней. Положили поверх могильной насыпи каменную плиту, но и её паломники разобрали по кусочкам. Тогда решили на пожертвования богомольцев возвести каменную часовню над могилой, а надпись на новой плите сделали следующую: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сём месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Фёдоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год, звалась именем Андрей Фёдорович. Кто меня знал — да помянет душу мою для спасения души своей. Аминь».

Вполне обычная, простая надпись.... По видимому, тот, кто её составлял, не предвидел, какое почитание ожидает вдову полковника в XX веке. В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвящённом тысячелетию Крещения Руси, блаженная Ксения была причислена к лику святых. Причём канонизация произошла впервые после того, как 376 лет назад была прославлена последняя из святых жён Руси — святая София Слуцкая. Так град Петра обрёл свою небесную покровительницу — святую блаженную Ксению Петербургскую. День празднования вновь канонизированной за неимением точной даты рождения Ксении Петровой установили   6 февраля - день, отмечаемый христианами всего мира в честь той самой Евсевии, что когда - то решила стать скиталицей.




La_Perla

 


Назад к списку