НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ


cooltext697497608 (700x44, 38Kb)

 

       В XVII веке небольшое село, расположенное в каких-то пятидесяти километрах от Москвы, неожиданно стало плацдармом духовной и географической революции: здесь планировалось воссоздать Святую Землю христиан с точным подобием храма Гроба Господня, его топографией и реликвиями. Так местные возвышенности получили название «Сион», «Фавор» и «Елеонский холм», а река Истра была переименована в Иордан. На этом сходство с Землей Обетованной, в принципе, закончилось: климат оставался по-прежнему типично российским, а село в Подмосковье, названное «Новым Иерусалимом» с претензией на центр православного мира, занять эту позицию так и не смогло.

    Гефсиманская башня. Через нее осуществляется вход в монастырь. Новодел. Как и все остальные башни, была почти полностью разрушена фашистами.




     Инициатором всех этих новшеств был знаменитый патриарх Никон: одиозная личность, сыгравшая огромную роль в истории России и до конца не понятая своим временем. Достаточно сказать, что именно реформы Никона надолго раскололи страну, породив движение старообрядцев.

      Патриарх активно участвовал не только в духовной, но и в светской жизни, пытаясь вмешиваться в государственное управление, но «перегнул палку» и тут. В результате он был удален из Москвы и поселился в Новом Иерусалиме, лично руководя строительством главного, Воскресенского собора.

   Воскресенский собор - главный собор монастыря. На переднем плане подземная церковь Константина и Елены.




    Отказать этому замыслу в размахе нельзя. Воскресенский Собор должен был зримо воплощать в себе первенство Русского государства в Православном мире. Патриарх поставил перед мастерами задачу скопировать палестинский храм, но в то же время не ограничивал свободы воображения архитекторов. Чего стоит идея о храме с 356 приделами - по числу дней в году! Но от этой мысли в ходе строительства пришлось отказаться. Тем не менее, храм, украшенный изразцами и белокаменной резьбой, получился весьма замысловатым. Главы подземной церкви вырастали почти из-под земли. За ними виднелась основная часть - храм Воскресения, завершенный могучей главой на крестчатом основании. Далее высился огромный каменный шатер, устроенный над часовней Гроба Господня. Размер шатра был настолько велик, что зодчие не сумели его достаточно прочно построить, и он рухнул в 1723 году.

Новый Иерусалим, Воскресенский собор, часовня Гроба Господня




   После произошедших затем двух пожаров восстановлением храма занялся архитектор К.Бланк, работая по проекту В.Растрелли. К XX веку на территории монастыря появилось множество дополнительных построек, но в 1941 году здания обители сильно пострадали в результате военных действий, и многие архитектурные памятники были полностью уничтожены. Часть из них впоследствии была восстановлена, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской семиярусной звонницы.

    Сейчас с монастырем «Новый Иерусалим» на его территории уживается художественный музей. А окружающий его город Истра (в прошлом – Воскресенск) всегда оставался в тени, безмолвно развиваясь вокруг обители. В Великую Отечественную войну город был оккупирован и, как и монастырь, полностью разрушен при отступлении вражеских войск. После войны архитектором А.В. Щусевым был разработал проект превращения Истры в крупный центр отдыха, но вместо этого здесь начала развиваться промышленность и научно-исследовательская деятельность. По этой причине основными «достопримечательностями» Истры, кроме Ново-Иерусалимского монастыря, являются комбинат по производству детского питания; мебельная и швейная фабрики, а также керамический, кирпичный и другие заводы. Этот контраст старины и современности можно рассмотреть на наших панорамах, снятых зимой 2009 года в двадцатиградусный мороз.

 




Назад к списку