КРЕСТНЫМ ХОДОМ К СВЯТИТЕЛЮ ТИХОНУ

 

 




Ежегодно к 26 авгусАлександр башкатовта, Дню памяти святителя и чудотворца Тихона Задонского совершаются крестные ходы со всех уголков страны к его монастырю, расположенному в г. Задонск.
Участник их и Александр БАШКАТОВ из с. Покровское Тербунского района.            Мы  попросили его рассказать о том, что приходилось им видеть в дороге. Представляем вашему вниманию его рассказ.
А. Башкатов, с. Покровское

 

                       КРЕСТНЫМ ХОДОМ
 
       К СВЯТИТЕЛЮ ТИХОНУ
 
 
 

     Святой первоверховный апостол Павел в своих посланиях говорил: «Наша жизнь— это брань не против плоти и крови, а против полчищ духов злобы поднебесных».

 

крестный ход
 
    Хочу начать разговор со слов праведного Иоанна Кронштадтского. Это великий угодник Божий, миллионы людей стекались к нему. Исповедь продолжалась по 10-15 часов. Он говорил, что жизнь человека – это горение свечи. Кто ее зажег, тот и потушит. Жизнь человека – это шествие путника: дошел до определенных пределов, отворяются ему врата, и он покидает странническую одежду свою (тело) и входит в дом свой и предстает перед Мздовоздателем. И что он получит - муку ли, посрамление от дьявола или жизнь вечную?      
  Федор Михайлович Достоевский писал: «Жизнь человека – это борьба Бога с дьяволом, а поле битвы - сердце человека, вернее – его душа».
   Многие считают: живи, наслаждайся, радуйся, гуляй. Поэтому и стремятся к праздному образу жизни – курорты, пляжи, зрелища различные. И так суетно строится жизнь. И у меня такое было! Кажется, что за грехи меня надо было бы облить бензином и сжечь, но, видимо, Богом уготован мне иной путь— через клиническую смерть привести к вразумлению и говорить людям об этом грешном мире. Иногда кажется: лучше бы вывели на окраину села и разорвали на части, чем вот так порой стремиться нести слово Божие, когда многие нас не понимают или очень трудно воспринимают. Потому что дела мира злы и лукавы. За это и Спасителя распяли, потому что Он обличал это зло. Грешить всегда сладко и легко, а каяться - сложно и трудно.
   Недавно – 26 августа совершалась память святителя отче Тихона Задонского чудотворца Всея Руси. Сподобил меня Господь в прошлом году и позапрошлом проходить   крестными ходами. В этом году не пришлось. Сожалел, но были очень веские причины – в храме начались ремонтные работы, дома были огромные проблемы - пропал дедушка. Было предчувствие, что погребать его придется. Так  оно и вышло. И не попал я на крестный ход.
   Крестные ходы очень сильные в духовном отношении - трепещет вся земля и небо. И пока живой я, великий грешник, хочется рассказать людям, что происходило во время нашего шествия.
    Возьмем первый мой крестный ход – в позапрошлом году. Вышли мы от Христорождественского собора г. Липецк, пошли к храму святой мученицы Евдокии, а затем на 19-й микрорайон. Подошли к часовенке святой мученицы Татьяны. Там стояло много народу, и нас шло много – может, человек 500 или больше (правда, в Задонск пришло всего 120 человек). Когда нас не было, народ стоял спокойно. Беседовали о земном, о мирском. Когда подошли мы с иконами, хоругвями, песнопениями духовными, сразу началось… Одна женщина – красивая на вид, беленькая, лет 40 – начала кричать в истерике неистовым, чудовищным криком, падать на землю, вставать, биться головой. Нам, людям верующим, стало ясно - началась духовная война. Мы с братьями и сестрами окружили ее, стали читать молитвы «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи», «Отче наш». И видим: в ней идет такая борьба, что она становится то светленькой, беленькой, то темной, как земля. Все это происходит на наших глазах - люди все трезвые, ни прокуренные, ни другим образом одурманенные. Многие в возрасте, на опыте познавшие такую духовную брань. Прошло минут несколько, выскакивает из толпы женщина лет 60, может, чуть постарше и начинает гарцевать, имитируя движения лошади, ржание произносить. Потом присмирела. Видимо, молитвы, иконы святые, наше присутствие отогнало темные силы. Она быстро утихла. Начали совершать молебен. Еще одна девица – молодая, красивая, лет 25 от силы - как будто роды у нее начинаются. Кричит, держится за живот: «Сейчас я рожать буду!». «Да, милая, успокойся, - говорим ей. – Какие могут быть роды?!»
  Хотелось бы спросить у ученых, что происходит с людьми? Однако, какими бы знаниями ни обладали, какое бы положение в обществе ни занимали – никто из них не сможет объяснить такое. Ни ученые, ни врачи... Объяснить может лишь православная Церковь. Люди, испытывающие духовную брань, молящиеся, читающие духовные книги, причащающиеся – они могут объяснить, почему такое происходит. Это Господь нам показывает, что без Него мы немощны, что враг нас растопчет в одно мгновение.
    Присутствовали рядом сотрудники милиции и просто посторонние люди шли    мимо – кто с работы, кто из больницы. И все видели. Тысячи стали свидетелями. Народ ужасается! Все невольно задаются вопросом: почему с людьми такое происходит? Одному Господу Богу известно. Может, родители много грешили, может, сами успели за небольшой промежуток своей земной жизни наломать дров своими грехами, а может, как написано в священном Писании, когда у Господа спросили, исцелившего бесноватого: «Господи, кто согрешил? Он сам или родители его?» Господь сказал: «Ни он, ни родители, а чтобы явились на нем дела Божии». Всякое бывает на земле.
       Как-то раз стояли на вечерне. Вошли женщина с дочкой. Одеты прекрасно, хорошие с виду. И дочка, чуть постояв, помолившись, начала визжать на весь храм, кричать, биться в истерике. Когда начали творить молитвы, принесли Библию, возложили ей на голову, а бес в ней говорит грубым таким, звериным голосом: «Заступники нашлись! Вы ничем ей не поможете!». Мы-то, конечно, ничем без Бога не поможем, а призывание помощи Божией, молитва помогли. Она, бедненькая, стоит, как будто на ней вспахали гектар земли – вся в поту. Вот такая, братья и сестры, идет на земле война за души человеческие, а мы все продолжаем праздный образ жизни. По-прежнему народ не спешит в храмы. По-прежнему можем по году не причащаться и исповедоваться, и более. Можем пойти на Божественную Литургию, можем не пойти, а пролежать на диване. Нет, дорогие, это все заблуждение, все козни сатанинские. Святые отцы учат нас так: три Литургии, или три воскресных дня человек пропускает по лени своей или нерадению, без уважительных причин, отлучается невидимым Святым Духом от благодати Божией, от Церкви. Потом смотришь – человека этого закрутило, закрутило: или запил, или заблудил, или в тюрьму попал. А мы думаем и гадаем: от чего и почему?! Нельзя этого допускать. Господь учит: «Царствие Божие силой берется». Бороться надо, принуждать себя. Человеческая плоть любит отдохнуть, поесть, слушать песни неподобающие. А нужно себя заставлять.
    Возвращусь к крестному ходу. Атаман Сергий с Екатеринбурга, который доставлял чудотворную икону царя –страстотерпца Николая, рассказывал мне, что когда они шли по Екатеринбургу, к ним подъезжали высокие начальники и просили побыстрее пройти, так как отказывали работать компьютеры. А одна пожилая женщина, видимо, бесноватая, духовно больная, все бежала за иконой и кричала: «Кто идет за царем-мучеником, тот спасется!» Невидимая сила ее подняла и так бросила об машину, рядом ехавшую, что все видевшие думали, что от нее и костей не соберешь. А она поднялась, отряхнулась… Молодые ребята- сотрудники милиции, стоящие в оцеплении, от испуга даже побледнели. Только крестоходцы - люди верующие - все поняли.
      В 2010 году в связи с великой засухой крестный ход был увеличен на 200 км. Мы шли от Липецка через Елецкий район, город Елец и потом на Задонск. 6 дней шли. Сделали огромный крюк, прося Господа о ниспослании дождя. Картина представлялась нам ужасающая, особенно в Елецком районе. Были сгоревшие полностью леса, через реку Сосну - Суворовка вместе с церковью сгорела. Одни пепелища… Картина была страшная!
    Когда мы приближались к Донскому, километра за 2-3 полил сильный дождь. Матушки, несущие иконы и сзади шедшие, заплакали, потому что всем стало ясно: это милость Божия, Господь услышал наши молитвы. Дождь все усиливался, и молитва наша усиливалась. Невзирая на дождь, нас встречали все местные жители. С отцом Романом крестным ходом шли нам навстречу. И люди плакали, потому что все лето не было дождя. Затем мы шли из Донского – Голиково, Кирилловка – такие населенные пункты. Люди живут зажиточно. Дома богатые, машины у всех. Но храмы, к великому сожалению, в полуразрушенном состоянии, хотя строения сохраненены, очень красивые. Но храмы не действуют. Но что слышали наши крестоходцы, в том числе и я, грешный? Было пение, чистое песнопение, молитвы возносились в небеса. Храм – какой бы он ни был – пустующий, разрушенный, Господь все равно посылает туда ангелов служить. Потому что храм – это Божий дом, дом молитвы Отца Небесного. Хоть люди в безбожное время порушили их, но ангелы все равно возносят ко Господу молитвы, служат в них невидимо. А многие, люди верующие, и видят их.
    Отрезки прохождения были огромные – до 36-37 километров в день. Бывают минуты, что порой кажется: не дойдешь, сойдешь с дистанции. Но просишь Господа, и Господь помогает. Были матушки старенькие, у которых ноги стерлись в кровь, и дети были. И все шли, шли, шли. И пришли. В Задонске собралось более 10 тысяч народу, встречали Патриарха, люди молились усердно.
    Иногда мне сейчас задают вопрос: «А где же чудеса, где старцы в наше время?» Все есть. Все происходит. Но мы по своему жестокосердию, вражьему попущению не видим этого, и что самое страшное – не хотим замечать. Такой великий Угодник святителе отче Тихон Задонский находится рядом, в Задонске. Приезжают люди из Германии, Болгарии, со всего мира, а мы живем за 20-40 километров и дороги туда не знаем. А даже многие едут не с благоговением – а так: соседи едут, и я поеду, соседи купаются, и я искупаюсь. Но нужно все делать с трепетом, с благоговением, со страхом Божием. И тогда Господь, Пресвятая Богородица, угодники Божие увидят все, и исцелят, и помогут. И на моих глазах был случай: стояли мы в очереди в купель. Пошли женщины, и вдруг крик, шум, брань какая-то. Вышла моя сестра родная Вера, рассказывает: только она хотела зайти в купель, а тут женщина с девочкой, приехавшие откуда-то издалека, окунаться стали. А бес говорит: «Дура, куда ты идешь? Утопнуть хочешь? Не ходи!» Все это слышали окружающие. Но там были люди набожные – монахини Святотихоновского женского монастыря. Они взяли их в кольцо плотное и начали совершать молитву. Женщина зашла, искупалась и говорит: «Спасибо вам, сестрички!» А они говорят: «Да не надо нам спасибо говорить, Бога благодари» Спросили ее, давно ли у ней такое? 10 лет, ответила она. Но подробно не стали расспрашивать, потому что не подобает это истинным христианам любопытствовать. А есть тысячи, миллиарды людей, у которых бес действует тихонько. Душу ведет к погибели. Они не беснуются, ни кричат, не бьются о землю. А живут в греховной колее и не хотят из нее вылазить. Потому –то и гибнут люди больше, чем в войны. Войны нет, а гибнут. Вот недавно хоккеисты – группа 40 человек – погибли, разбились на самолете. Но ведь написано в священном Писании: «Без воли Божией волос с головы человека не упадет».Задонский монастырь
   Святые отцы учат нас жить не по человеческим обычаям, а по заповедям Божиим, по учению Матери-Церкви. Церковь – это корабль, на котором мы переплываем житейское море и достигнем Царства Небесного.
    А в заключение прочитайте песнь протоиерея Сергия Киселева. Очень сильная! В ней все сказано.
 
 
На пороге нового века.
С. Киселев
И шагнул человек на порог двадцать первого века,
     богатея не в Бога, богатства души растеряв,
и при внешней красе он по духу несчастный калека,
всё родное презревший, чужое себе переняв.
И резвится душа на просторах греховной свободы,
и томится она в тесноте своих смертных грехов,
по этапу ведут её в ад день за днём, год за годом,
короли преисподней, владыки не Божьих рабов.
 
     Нам свобода дана, но мы рабство свободно избрали,
хоть в Крещеньи Святом отреклись от тебя, сатана,
Сочетались Христу, но потом Его тут же предали,
порешив, что свобода - это когда без Христа.
И тревожила души не зря неподкупная совесть,
и в сердцах этот голос Творца непрестанно звучал,
но мы твердо решили писать грехов своих повесть,
и скрижали души кто, как мог и чем мог, осквернял.
 
Дали власть над собой своей худшей, плотской половине,
а душа рвётся ввысь, но её мы влачим по земле,
и рыдает она и скорбит на жестокой чужбине,
и по Свету тоскует, всегда пребывая во тьме.
Дом души опустел, ведь Христос из него удалился,
обретаются там только мерзость, и мусор, и пыль,
Коль хозяина нет, там убийца и вор поселился,
и стал рушится дом, раз внутри завелась эта гниль.
 
В этот дом не зайдёшь, столько в нём
                                             и паскудства, и мрази!
Тошнотворная лесть у порога встречает гостей,
от вранья не пройти, по колено кругом этой грязи,
и тот дом, как раскрашенный гроб, полон мертвых костей.
Эта свалка пылает огнём, стыд и совесть сжигая,
и удушливой похоти смрад наполняет жильё,
и пирует душа на обломках Небесного рая,
позабыв на земле неземное призванье своё.
 
Был бы рай на земле, если б мы его в душах имели,
но от наших грехов плачет Небо и стонет Земля,
разве совесть сгорела дотла и сердца омертвели?
Разве Бог, наш Создатель, чужой нам, а бесы - родня?
Земнородные братья, миритесь скорей с Небесами!
Всего мира богатства не смогут насытить души,
не гонитесь за жизнью плотской, загнивая сердцами,
не меняйте сокровища духа на эти гроши!
 
Обратитесь же, братья, всем сердцем молитвенно к Богу,
там под грудой золы тлеют искры святого огня,
храм души созидая, вы к Храму найдите дорогу,
и несите свой крест, лишь себя в своих бедах виня.
ПРОСЛУШАТЬ ПЕСНЮ:
 
 

 


 


Назад к списку