Нам позвонил житель села Жерновное Долгоруковского района. Он рассказал, что в их селе нет церкви, и многим приходится ездить в районный центр или другие места на службу. Хорошо тем, у кого есть машины, а на автобусе поездка пожилым людям утомительна, так как уходит практически весь день. Он высказал предложение, что в селе можно устроить хотя бы молельный дом, приспособив под это здание пустующего магазина или другое помещение. Возможно, спрашивал он, можно как-то решить данный вопрос?
Я вполне согласилась с собеседником, что иметь в своем селе хотя бы молельный дом – хорошо, ведь люди, много лет отлученные от Бога, сейчас пытаются наверстать упущенное. И это Богоугодное дело достойно поддержки. Но, поговорив со многими сведующими людьми, убедилась, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
Глава района Сергей Владимирович Бельских сказал, что денег в администрации нет. И он прав. Никогда и нигде администрации не оказывали в этом помощь. Им хотя бы со статьями, заложенными в бюджет, такими, как образование, здравоохранение и прочими, свести концы с концами. Поэтому, как это бывает везде, если люди загораются желанием построить или восстановить храм, им приходится рассчитывать только на себя. Хорошо, если в селе найдется спонсор. Так, в Воловском районе житель Москвы, уроженец с. Воловчик, подарил местному храму недостающие колокола. Но, к сожалению, спонсоров не так уж много.
Беседую с женщиной из церковно – приходского совета, которой в числе других приходилось открывать молельный дом в с. Тербуны. Это не Жерновное. Здесь и людей побольше, и живут они, как считается, позажиточней. Но не один раз пришлось не молодым женщинам, как говорится, с кружкой обойти райцентр.
«Как нас только не обзывали некоторые. И нищенками, и побирушками, и даже хапугами. Как будто мы себе лично деньги собирали. Очень трудное дело!» Говорят, что сейчас один купол стоит около двух миллионов.
Отец Петр из с. Братовщина отметил, что очень мало людей ходит в храмы. Лишь по великим праздникам собирается 2-3 процента населения, а в обычные дни и полпроцента не наберется. А храмы (или молельные дома) ведь не только построить надо, но и содержать: платить за свет, отопление и прочие расходы нести. Как говорит отец Петр, им приходится даже к коммерческой деятельности прибегать, например, содержать церковную лавку в райцентре, доход от которой, хоть и небольшой, но в числе прочих помогает храму выживать.
Александр Башкатов из с. Покровское Тербунского района, много лет служащий при алтаре, тоже с болью в сердце говорит, что храм в их селе Покрова Пресвятой Богородицы – памятник истории. Строился он еще при Иоанне Грозном, 5- престольный, каких мало в области. Свой дом хозяева чуть ли не ежегодно облагораживают, а о храме все забыли. Уже сколько лет здесь не проводился ремонт. Стены трескаются, штукатурка сыплется. 2 села рядом – само Покровское и Грязновка. Около 300 дворов. По тысячи рублей пожертвовали – это уже 300 тысяч. Можно хоть внешне поштукатурить, побелить. Но, когда обратились к прихожанам с просьбой помочь, кто сколько может … Ни копейки….
Мне привели пример: если не ошибаюсь, в Ломовце вышел из строя котел. Приход небогатый и, возможно, хотели сзкономить на отоплении, да не рассчитали. Котел стоит 25 тысяч плюс его установка. Опять все тяготы легли бы на плечи прихожан, если бы не нашелся предприниматель, который помог храму.
Я привела лишь некоторые доводы, которые, по правде говоря, сама выпустила из внимания. Это то, что храм (или молельный дом) надо не только отстроить, но и ежемесячно содержать. А посчитайте, сколько в каждой семье уходит денег на свет, газ, и прикиньте, что на церковь будет в несколько десятков раз больше. Смогут ли жерновцы взять бремя расходов на себя? Сможет ли каждая семья выделить тысяч 15-20 (не меньше!) на строительство? Найдутся ли активные, упорные люди, готовые взвалить на себя все организационные вопросы: как строить, кому строить, на что строить?
Александр Башкатов напомнил слова святителя Лаврентия Черниговского, который (когда еще!) писал: «Храмы будут на каждом шагу. Сверкать золотыми куполами. Но людей там не будет. Возгорится в людях вера, да потухнет». И впрямь, раньше в Киев пешком ходили, в Задонск, а теперь сколько храмов открылось и строится в одном лишь Долгоруковском районе: и в Грызлово, и в Свишни, и Ломовце, и Долгуше и, может, других села. Но вряд ли я ошибусь, если предположу, что вначале было больше прихожан, а с каждым годом все меньше и меньше. Такая картина практически повсеместно.
«Возгорится в людях вера», только враг (в смысле бес – прим. автора) не даст. Не пускает он в церковь.
Всем некогда! Лучше на диванчике перед телевизором полежат», - говорит Александр. И на мой вопрос, нужно ли возрождать храмы, открывать молельные дома, ответил, что не ему решать. Люди всем селом должны обсудить данный вопрос. И, если не уверены в своих силах, лучше не начинать, так как Господь сказал: «Положивший руку на плуг и оглядывающийся назад, не пригоден для Царства Небесного». Идти нужно твердо. Ведь Царствие Божие силой берется.
Поэтому подумайте, дорогие мои читатели из Жерновного, стоит ли браться за столь нелегкое бремя или, может, лучше помочь тому, кто находится в нужде – храму ли Божьему, который уже существует, человеку ли. Прочувствуйте всем сердцем и разумом, есть ли истинная потребность в открытии молельного дома, или это говорит затаенная где-нибудь в уголках души зависть: «А чем мы хуже других? Почему у всех есть церковь, а у нас нет?» Ведь Бог видит даже то, что мы в своей душе не видим… И если у вас есть твердая решимость, то тогда надо обратиться к Благочинному вашего округа. Без его благословления начать работу нельзя.